Арендный
завод «Пожмашина» живет грандиозным
прошлым и перспективным будущим.
Настоящее же время для 3000
сотрудников этого предприятия
связано с огромными экономическими,
техническими и финансовыми
трудностями, возникшими сразу после
распада СССР.
С
этим заводом была неразрывно связана
вся послевоенная история развития
универсальных пожарных автомобилей.
Всего 10 лет назад Прилукский завод
пожарных машин был не только главным
советским изготовителем пожарных
автомобилей, но и крупнейшим
предприятием такого профиля во всей
Европе. В последнем предкризисном 1989
году он выпустил 3826 пожарных
автомобилей, не считая полутора
тысяч обычных автоцистерн и
многочисленного противопожарного
оборудования.
В
1998 году ему удалось продать всего 275
пожарных машин. Завод «Пожмашина»,
который традиционно называют
Прилукским, на самом деле находится в
поселке городского типа Ладан, в
полутора десятках километров от
города Прилуки Черниговской области
Украины. Поначалу он размещался в
помещениях бывшего женского
монастыря, к которому потом
пристроили производственные цеха. В
1946 году там началось изготовление
нескольких моделей пожарных
автомобилей. Главной заслугой
Прилукского завода следует считать
организацию серийного производства
пожарных автоцистерн и автонасосов с
цельнометаллическими кабинами,
первых автомобилей со специальными
средствами борьбы с огнем, мощной
аэродромной пожарной техники и
насосных станций, северных вариантов
пожарных машин. Завод использует в
качестве шасси не только
всевозможные автомобили, но и
трактора, гусеничные вездеходы, а
также разрабатывает новые насосы и
пожарно-техническое вооружение.
Основной
продукцией ПО «Пожмашина» всегда
были универсальные пожарные
автоцистерны, пользовавшиеся
огромным спросом во всех регионах
СССР. Они отличались простотой и
неприхотливостью, но в 1980-е годы
стало ясно, что по техническому
уровню они не могут конкурировать с
иностранными аналогами. В 1988 году
завод вступил в кооперацию с
австрийским концерном "Rosenbauer".
Последовавшие вскоре после этого
события не позволили Прилукскому
заводу продолжать сотрудничество, но
полученный опыт удалось развить в
наступившие затем трудные времена.
В
первой половине 1990-х годов была
модернизирована вся гамма пожарных
автоцистерн и начато изготовление
нового автомобиля порошкового
тушения АП-4 (43105) 222. Внедрение в
производство комбинированного
водяного насоса НЦПК-40/100-4/400 повлекло
за собой создание более совершенной
гаммы основных пожарных машин.
Cовременную
программу АЗ «Пожмашина» открывает
легкий пожарный автомобиль первой
помощи АПП-4(2705)
276. Его базой служит
фургон ГАЗ-2705 «Газель», который
собирают в Симферополе. Машина
предназначена для оперативной
доставки к месту пожара боевого
расчета из четырех человек, 500 л воды
и набора пожарно-спасательного
оборудования. Многочисленную когда-то
гамму пожарных автонасосов сейчас
представляет только один насосно-рукавный
автомобиль АНР-40 (130) 127Б с 9-местной
кабиной, сменивший прежнюю модель «127А».
Несмотря на модернизацию, с 1980-х
годов он практически не изменился, но
теперь его базой является ЗИЛ-431412 с
бензиновым двигателем мощностью 150 л.с.
– аналог ЗИЛ-130, который собирают на
Уральском автомоторном заводе (УАМЗ)
под Екатеринбургом. Машина оснащена
простым 1-ступенчатым насосом ПН-40УВ
или НЦП-40/100 собственного
производства с подачей 40 л/с (2400 л/мин);
она вывозит 490 л пенообразователя и
комплект напорных рукавов длиной 820 м.
В
самую обширную в программе АЗ «Пожмашина»
серию автоцистерн включены как
модернизированные машины прежних
выпусков, так и принципиально новые
модели с цельнометаллическими
кузовами. С начала 1990-х годов
выпускается классическая пожарная
автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б со стальным
резервуаром на 2360 л воды и 1-ступенчатым
насосом НЦП-40/100 с подачей 40 л/с,
заменившая прежнюю модель «63А».
Несмотря на индекс «130», ее базой
теперь является ЗИЛ-431412 производства
УАМЗ с двойной 7-местной кабиной и
передней облицовкой от ЗИЛ-131. На
аналогичном шасси ЗИЛ-433362 со 150-сильным
бензиновым мотором предлагается
автоцистерна АЦ-40 (433362) 63Б.01,
отличающаяся от предшественницы
только короткой 3-местной кабиной,
позволившей увеличить запас воды до
2720 л. Остаются в программе и две
старые автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 с
кабинами на шесть-семь мест –
универсальная АЦ-40 (131) 137А и северная
АЦ-40 (131С) 153А, модернизированные в 1990-е
годы.
Основу
нового поколения пожарных
автоцистерн заложила первая
совместная разработка с фирмой Rosenbauer.
В настоящее время базовая машина АЦ-50/4
(53211) 240 предлагается на шасси КамАЗ с
двойной кабиной на семь человек,
передняя часть которой выполнена
опрокидывающейся, а задний салон для
боевого расчета установлен на раме
жестко, но через резиновые
амортизаторы. Вывозимый запас воды и
пенообразователя составляет 5800 и 580 л
соответственно; комбинированный
насос NH-30 "Rosenbauer" обеспечивает
подачу 40 л/с при давлении или 2,5 л/с
при давлении 40 атм. На крыше
надстройки устанавливается лафетный
ствол RM-24M, способный подавать воду на
расстояние до 70 м, а пену - на 65 м.
Упрощенный вариант этой машины АЦ-40
(53211) 240-01 оснащен классическим
насосом ПН-40УВ или НЦПК-40/100-4/400 и
распашными дверями отсеков вместо
алюминиевых шторок. Другой вариант
АЦ-20 (53211) 240-02 без лафетного ствола
рассчитан на тушение пожаров в
высоких сооружениях. Он оборудован
насосом высокого давления НЦПВ-20/200,
подающим 20 л воды в секунду при
давлении 20 атм или 10 л/с - при давлении
30 атм, что позволяет подавать
огнетушащие вещества на высоту около
100 м. Этот вариант стал основой для
так называемого автомобиля высокого
давления АВД-20 (43105) 227.01 на шасси КамАЗ-43105
(6х6) с обычной кабиной. Он оснащен
цистернами на 4400 л воды и 250 л
пенообразователя и представляет
собой мощный автомобиль первой атаки.
Внедрение
в производство нового 2-ступенчатого
насоса НЦПК-40/100-4/400 с подачей 40 л/с при
давлении 10 атм или 4 л/с - при давлении
40 атм, а также опыт сотрудничества с
концерном "Rosenbauer" позволили
начать внедрение в производство
принципиально новой более
совершенной гаммы пожарных
автоцистерн модульной конструкции.
На шасси ЗИЛ-433104 (4х2) с дизельным
двигателем мощностью 185 л.с. и двойной
7-местной кабиной изготовляется
универсальная модель АЦ-40/4 (433104) 250-01 с
насосом заднего расположения и
надстройкой в стиле "Rosenbauer" с
распашными дверями отсеков. В ее
центральной части размещаются
емкости на 3150 л воды и 200 л
пенообразователя, на крыше
установлен лафетный ствол ПЛС-П20Б.
Автомобиль комплектуется шестью
ручными стволами, напорными рукавами
длиной 420 м и приспособлен для работы
при температуре в пределах от -40° до
+50°С. Одной из последних новинок
стала автоцистерна АЦ-40/4 (43261) 249 с
надстройкой от предыдущей машины,
установленной на 240-сильном шасси
КамАЗ-43261 (4х4) с 7-местной кабиной.
Более крупные варианты АЦ-40/4 (53229) 246 и
АЦ-40/4 (43118) 248 смонтированы на шасси
КамАЗ. Они способны доставлять на
место пожара 6740–7700 л воды, 580 л
пенообразующего раствора, семь
брандспойтов и 420 м рукавов. Лафетный
ствол с дистанционным управлением на
модели «248» может подавать воду на
расстояние 70 м или пену - на 40 м.
Гордостью
Прилукского завода в 1980-е годы стали
одни из первых советских автомобилей
порошкового тушения,
предназначенные для тушения пожаров
на различных объектах во
взрывоопасной среде. До настоящего
времени «Пожмашина» предлагает
тяжелый автомобиль АП-5 (53213) 196 на
шасси КамАЗ (6х4), оснащенный емкостью
на 6000 кг огнегасящего порошка. Между
кабиной водителя и цистерной
располагается отсек с 10 баллонами со
сжатым воздухом, при помощи которого
порошок под давлением подается на
лафетный ствол с ручным управлением
и выбрасывается на расстояние 30-35 м. В
начале 1990-х годов на заводе была
разработана новая модель АП-4 (43105) 222
на шасси КамАЗ (6х6) с запасом
огнегасящего средства 4000 кг.
Производительность лафетного ствола
с гидроприводом увеличена с 40/60 до 80
кг/с, а дальность подачи порошка
достигает 45 м. Гамму основных
пожарных автомобилей завершает
передвижная насосная станция ПНС-110
(131) 131А, оборудованная насосной
установкой подачей 110 л/с (6600 л/мин),
приводимой от собственного
дизельного двигателя мощностью 300 л.с.
Серию
специальных пожарных машин
возглавляет штабной автомобиль АШ-6
(32213) 275, смонтированный в
микроавтобусе ГАЗ-32213 «Газель». Завод
предлагает также рукавный
автомобиль АР-2 (43105) 215 для перевозки и
механизированной прокладки
магистральных рукавных линий длиной
1900–2800 м. Кроме КамАЗ-43105 (6х6), такое
оборудование устанавливают на шасси
ЗИЛ-131 или КрАЗ-260Г.
В
1970-е годы Прилукский завод одним из
первых в СССР начал выпускать
пожарные автомобили аэродромной
службы, в том числе самые мощные и
крупные в стране – на полноприводных
4-осных шасси МАЗ. В настоящее время
их выпуск продолжается. В основе
аэродромной гаммы по-прежнему
находится автомобиль среднего
класса АА-40 (43105)
189. На базе КамАЗ-43105 (6х6)
с серийной кабиной устанавливаются
4000-литровая водяная цистерна,
резервуар на 250 л пенообразователя,
насос ПН-60Б с подачей 60 л/с и лафетный
ствол, выбрасывающий пену на 45 м.
Наиболее крупным в странах СНГ
остается аэродромный пожарный
автомобиль АА-60 (7310) 160-01 на армейском
шасси МАЗ-7310 (8х8) мощностью 525 л.с. Он
может одновременно доставлять к
очагу пожара 12 000 л воды, 900 л
пенообразователя. Для привода насоса
с подачей 60 л/с (3600 л/мин) служит
собственный двигатель мощностью 180 л.с.
Воздушно-механическая пена подается
через стационарный лафетный ствол с
гидроприводом, ручные стволы или
подбамперные пеногенераторы.
Автомобиль укомплектован
огнегасящими хладоном и порошком,
оснащен электрогенератором,
спасательным оборудованием и
инструментом. Его развитием является
аэродромный автомобиль
комбинированного тушения АА-70 (7313)
220,
вывозящий 9450 л воды, 900 л
пенообразователя и 2000 кг порошка.
Длина таких автомобилей – 14 300–14 370
мм, ширина – 3180 мм, высота в
транспортном положении – 3300–3750 мм, с
поднятой мачтой – 6000 мм. При полной
массе 42,3–43,0 т они развивают
максимальную скорость 60 км/ч, а так
как более совершенная иностранная
техника на наших аэродромах
отсутствует, этот показатель
считается вполне приемлемым.
Особенностью
программы Прилукского завода
является изготовление
противопожарной техники на
спецшасси. Например, для тушения
лесных пожаров предлагается агрегат
АЛП-15 (Т-150К) 177А. Он состоит из
колесного трактора Т-150К с
собственной 1200-литровой водяной
цистерной, насосом с подачей 15 л/с и
бульдозерным отвалом, буксирующего 2-осный
прицеп-цистерну на 8000 л воды. Другая
машина ВПЛ (ГТ-СМ) 149А для борьбы с
лесными пожарами в труднодоступных
районах смонтирована на гусеничном
транспортере ГАЗ-71 с прицепом.
В
последнее время начат выпуск
аварийно-спасательного автомобиля
АТС-20 (43261) 282 на шасси КАМАЗ (4х4)
мощностью 240 л.с. Автомобиль
оборудован электрогенератором,
мощностью 20 кВт, осветительной
мачтой, гидравлическим краном-манипулятором,
переносным компрессором и
электродымососом и различным
аварийно-спасательным оборудованием.
|